Личный кабинет

Какая бывает керамика? Разбираемся в «особенных» видах

Какая бывает керамика? Разбираемся в «особенных» видах

После того как мы в статье «Глина, керамика, фарфор и стекло: из чего сделана чайная посуда» разобрали, что же такое керамика, давайте углубимся в ее виды и стилистики. В этой статье разберем одни из самых популярных направлений

Жу Яо — керамика в трещинах

Вы наверняка видели «потрескавшуюся» керамику на полках чайных магазинов. Эти тонкие узоры из трещин — не брак производства, а многовековая традиция Жу Яо Чахай Жу Яо «Котик варит чай» арт. 16050 Существует два типа Жу Яо, различающихся по способу создания

Первый возникает благодаря особой технологии обжига, когда глазурь и глиняная основа изделия охлаждаются с разной скоростью, что приводит к образованию тонкой сети микротрещин

Второй тип восходит к исторической традиции, когда подобный эффект изначально считался браком, но был переосмыслен и возведен в ранг искусства

Изначально эффект кракелюра, который китайцы называют «клешня краба», действительно считался производственным дефектом. Но вскоре аристократы рассмотрели в этих узорах особую эстетику — намёк на благородную патину времени. Со временем сложилась даже классификация узоров: «потрескавшийся лёд» для хаотичных мелких трещинок, «чешуя рыбы» для сетки из неправильных квадратов, «крыло цикады» для длинных горизонтальных линий

Самое интересное происходит в процессе использования такой посуды. Чайный настой постепенно проникает в микротрещины, там он окисляется и темнеет, создавая со временем всё более выраженный и контрастный рисунок. Каждое чаепитие буквально оставляет след на такой керамике

Тиан Му — керамика в движении

Видели яркие пиалы, как будто бы покрытые брызгами разноцветной краски? Это Тиан Му — техника, название которой переводится как «Глаз Неба». Её суть в контролируемой спонтанности: разноцветную глазурь наносят каплями на поверхность посуды, позволяя ей естественно растекаться по поверхности Тиан Му Каждое изделие в технике Тиан Му уникально — повторить точно такой же рисунок невозможно даже мастеру, создавшему его. Глазури разных цветов и (а иногда даже разных составов) смешиваются, образуя сложные переходы и непредсказуемые эффекты. Получается своеобразный тандем мастера с гравитацией, где художник задаёт направление, но окончательный результат определяют законы физики

Загрузка товаров...

Цзиндэчжэнь — наследие императорских мастерских

Когда речь заходит о классической китайской керамике, невозможно обойти вниманием Цзиндэчжэнь — город, где производят фарфор уже более тысячи лет. Здесь до сих пор сохраняются традиции, отработанные ещё для императорского двора Чайник Цзиндэчжэнь Особого внимания заслуживают чайники с многослойной глазурью. Их покрывают несколькими слоями разных составов, которые при обжиге взаимодействуют, создавая сложные визуальные эффекты — мягкие переходы цвета, кракле, мерцающие вкрапления. Основа таких чайников — местная глина с высоким содержанием железа, которая придаёт изделиям особую плотность, а при обжиге может проявляться на поверхности в виде золотистых искорок

Загрузка товаров...

Отдельная гордость Цзиндэчжэня — роспись: подглазурная и надглазурная

Самая стойкая краска — кобальтовая. Именно ее традиционно и наносили под глазурь. Такая краска выдерживала высокий температуры обжиг и сделала сине-белую керамику своего рода визиткой карточкой Цзиндэчжэня

Надглазурная роспись в Цзиндэчжэне обычно многослойная, создающая объёмный эффект. На пиалах мастера изображают сцены из повседневной жизни, быта и взаимодействия людей и природы

Загрузка товаров...

Цзянь Чжань — калейдоскоп из металлизированной глазури

Цзянь Чжань — это всегда штучный товар. Каждое изделие существует в единственном экземпляре, а его узоры никогда не повторяются — как снежинки во время снегопада Гайвань Цзянь Чжань Процесс создания такой керамики напоминает алхимию. На готовое изделие наносят специальную глазурь с содержанием металлов, после чего подвергают его обжигу при температуре выше 1300°C. Ключевой момент — резкое охлаждение, в процессе которого железо в глазури кристаллизуется, формируя те самые уникальные узоры Пиала Цзянь Чжань Среди самых ценных узоров — «заячий мех» (тонкие серебристые полосы, стекающие от края к центру), «масляные пятна» (круглые радужные капли на тёмном фоне) и «перья куропатки» (пятнистый узор с коричневыми и чёрными оттенками). Особенно ценятся «масляные пятна» — их сложнее всего получить, требуется идеальное сочетание состава глазури, температуры и времени охлаждения

Загрузка товаров...

Что объединяет всю эту керамику?

Случайность, превращённая в искусство. И главное — диалог между мастером и материалом, где у глины и глазури тоже есть свой голос

А в следующих частях статьи расскажем о менее популярных подвидах керамики

Остались вопросы? Напишите нам — мы поможем во всем разобраться. Оперативнее всего мы ответим в телеграме. А еще у нас есть чайный чат, где любители чая обсуждают чай, делятся историями с чаепитий и интересными чайными находками

Для повышения удобства сайта мы используем cookies. К сайту подключен сервис Яндекс.Метрика, который так же использует файлы cookie. Ознакомиться подробнее.